СКОЛЬКО СЕКЦИЙ НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ?

«Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…»
Как понять, что дополнительные секции ребенку в радость? Совмещать детский сад, школу или подготовку к ней со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому ребенку. Редакция журнала «Мамина Азбука» обратилась к своим экспертам и узнала: как не навредить и подобрать оптимальное количество дополнительных занятий и секций для ребенка?

НИКОЛАЕНКО НИНА ИВАНОВНА, ПСИХОЛОГ-ЛОГОПЕД ООО ДЕТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

В вопросе занятости детей вне детского сада и школы родители делятся на несколько групп.
К первой группе относятся те, кто стремится развить в своем ребенке как можно больше способностей. Они считают хорошим тоном, если сын или дочь занимается танцами, пением, рисованием, развивает свои математические способности, изучает иностранный язык – и все это одновременно. Если ребенок дошкольного возраста, то его еще и во все «садиковские» кружки запишут. Если он школьник, то, кроме внешкольных занятий, должен учиться только на «отлично».
Вторую группу составляют родители с диаметрально противоположными взглядами на этот вопрос: учеба на первом месте, а все остальное – второстепенно, значит необязательно.
Третья группа родителей считает, что учение в школе – обязательное занятие, а кружки и секции – отвлекающие, мешающие основному занятию развлечения.
К четвертой группе относятся родители, считающие, что и учение, и внешкольные занятия важные составляющие воспитания и развития ребенка, но главное – соблюдение дозирования всех этих мероприятий.
Где же золотая середина в решении этого вопроса? Попробуем разобраться.
Известно, что все дети дошкольного возраста – творцы. Они рисуют, лепят, сочиняют, танцуют, выполняют гимнастические упражнения. Родителям в этот период очень важно выделить в такой деятельности то, что особенно нравится ребенку и хорошо получается. Тем не менее, перегружать его нельзя. Достаточно двух-трех кружков с разной направленностью: физкультура, рисование, пение. К изучению иностранных языков в раннем возрасте надо подходить обдуманно и осторожно, не торопиться записывать в кружок, где обещают научить ребенка говорить бегло на иностранном языке, так как это грозит «смешением французского с нижегородским», а порой и развитием дисграфии – нарушением письма.
Первоклассники адаптируются к школе тяжело, и если мы не замечаем их трудностей, то это не означает, что их нет. Меняется психология ребенка, ему необходимо приспособиться к новым реалиям, привыкнуть к учителю, одноклассникам. Поэтому в первом полугодии надо помочь ему психологически преодолеть школьные барьеры, а затем все те же два-три кружка по интересам. Однако, если ребенок увлечен с дошкольного возраста каким-то видом деятельности, то теперь задача родителей – организовать «рабочий» день малыша таким образом, чтобы не случилось эмоционального выгорания, не произошел нервный срыв.
Младший подросток может самостоятельно выбрать, чем заниматься. Главное, чтобы обязательно была смена деятельности: сидение за партой, компьютером сменялось бы физическими нагрузками. 
Следовательно, необходимо выполнять некоторые требования, чтобы сохранить здоровье ребенка и не навредить ему. А именно:
- не перегружать ребенка, так как это приведет к эмоциональным перегрузкам и хронической усталости;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка: для обычного ребенка это занятия в двух кружках плюс один раз занятие в выходной день;
- гиперактивному ребенку можно разрешить посещать сразу несколько кружков и секций, скоро он сам выберет то, что ему особенно нравится;
- спокойному, даже флегматичному ребенку можно разрешить посещение одного-двух кружков не более, так как с увеличением нагрузки в школе, он не сможет концентрироваться на чем-то одном;
- между школьными уроками и внешкольными занятиями должен быть перерыв не менее одного часа.
Думаем, что соблюдение этих условий будет способствовать успешному развитию и воспитанию детей, не нанося вреда их здоровью.


ШКИЛЕВА НИНА ЮРЬЕВНА, ВИЦЕ-ПРИЗЕДЕНТ БЕЛГОРОДСКОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ ДЕТСКИХ И СЕМЕЙНЫХ ПСИХОЛОГОВ «А.Р.Г.О.», ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА «ГУДВИН»

«Время кружков» наступает примерно с трёх лет, когда малыш может оставаться без мамы. Трехлетки - благодарные ученики, и в игровой форме, без принуждения, могут заниматься многими вещами - рисовать, конструировать, танцевать. Главное не заставлять насильно. Игровая деятельность в этом возрасте и до школы - ведущая, а значит, в ней быстрее всего приобретаются умения, совершенствуются все психические процессы.
Чем ближе к школе, тем больше может быть у ребенка занятий. Но важно не перегрузить. Свободное время, игры, прогулки и «ничегонеделание» обязательны. В выборе секции важно ориентироваться на желание и способности ребенка (при этом одно может отличаться от другого).
Первый класс - время, когда от кружков я рекомендую отказаться, или сократить до минимума. Школа - это новый этап, и адаптация требует много сил. И играть ребенку по-прежнему необходимо.
Дальше можно снова добавлять нагрузки, снова ориентируясь на желание и способности ребенка.
Будьте готовы, что подросток скажет, что ничем заниматься он не хочет. Если нет желания, пользы тоже не будет никакой. И подростку на самом деле нужно больше времени на общение и «для себя».
 Заставляя заниматься, к примеру, музыкой, путем шантажа и угроз, мы получим человека, который умеет играть на инструменте, но ненавидит это.
Мотивируя детей, задумайтесь, чего вам хочется - чтобы они достигали чего-то, потому что это доставляет им удовольствие, или для того, чтобы порадовать (не огорчить) родителей? Занятия помогают ребенку научиться чего-то хотеть и достигать результата, интересоваться новым, мыслить и дружить. Но можно обойтись и совсем без них, многие родители успешно занимаются с детьми дома. Выбирать - в любом случае вам.


БЕЛОУСОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ДОАНО «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Одна наша знакомая, хорошая и ответственная мама, недавно призналась, что завела ежедневник, где фиксирует дату и время дополнительных занятий, и всю информацию по ним. Иначе, по ее словам, она стала путаться. Сколько же занятий посещает ребенок? Пять. И все «очень нужны». Вот только здесь напрашивается вопрос, кому нужны эти занятия? Самому ребенку или его маме?
Всегда большой плюс родителям, которые всячески поддерживают интересы ребенка и создают для его развития благоприятные условия. Но важно не нанести вред психофизическому здоровью ребенка и не перегрузить его. Детские кружки – это всестороннее развитие ребенка, которое, однако, должно быть умеренным.
Есть ли волшебная формула для расчета количества кружков? К сожалению, нет: все очень индивидуально. Хотя можно выделить базовую модель с двумя кружками, которую может осилить каждый ребенок: спортивная секция и кружок, направленный на развитие творческих или умственных способностей.
Если вы каждый день после работы бежите домой, чтобы успеть отвести ребенка в очередную секцию, а домой возвращаетесь поздно вечером – подумайте, кому нужны такие усилия? Может, в условиях нашей полной занятости лучше посвятить это время общению с ребенком? Вылепить поделку из пластилина, погулять в осеннем лесу, покататься на велосипедах и поиграть в мяч? Ведь для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок был счастлив независимо от того, умеет ли он фехтовать. Не лишайте ребёнка детства!

 Редакция журнала «Мамина Азбука»
благодарит своих замечательных экспертов
за участие в подготовке данного материала




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.