Я ДРЕССИРУЮ КАРАНДАШ: ПЫТАЮСЬ РИСОВАТЬ ПЕЙЗАЖ. НО ОН НЕ СЛУШАЕТ МЕНЯ, ВЫХОДИТ СТРАШНАЯ МАЗНЯ. (Е.СТЕКВАШОВА «КАРАНДАШ»)

Изобразительная деятельность – неотъемлемая часть жизни каждого ребенка. Как только малышу дают в руки карандаш и бумагу, он начинает исследовать новые предметы – делает точки, протыкает лист грифелем, наблюдает, как инструмент оставляет следы на белой поверхности, а затем и на полу, стенах, коже рук и ног. Это всё - часть психического развития ребенка. И важно, чтобы процесс рисования приносил положительные эмоции, побуждая малыша к дальнейшим экспериментам.

Задача мамы маленького ребенка при рисовании –  не вызвать у него негативной реакции. Многие родители очень часто поправляют своих детей, говоря «не так взял карандаш, не той рукой, не тот цвет, не так нарисовал!» и так далее. У малышей накапливается отрицательный опыт, и в дальнейшем они превращаются в тех, кто, по мнению их мам, «не любит рисовать». Выполнение следующих условий позволит избежать отрицательных эмоций при рисовании у ребенка:
1. Пишущие принадлежности (мелки, карандаши, фломастеры) необходимо класть всегда сверху посередине. Так ребенок сам определится, какой рукой он будет орудовать. Это может быть и левая, и правая, а могут быть сразу обе.
2. Рисовать можно где угодно. Маленьким детям удобнее рисовать на полу, дети постарше любят рисовать, лежа на животе. Это – нормально!
3. Разделите занятия и творчество. Например, ребенок рисует человека без глаз, без ног. Не поправляйте его. Возьмите себе на заметку и, если это является причиной для беспокойства,  при удобном случае просто проработайте тему – показывайте на себе и на ребенке части тела, называйте их. Рассмотрите карточки с людьми, где показано строение тела. Со временем ребенок сам перенесет эти знания в свой рисунок.  Еще можно рисовать человечка рядом с ребенком, комментируя свои действия.
Если ребенок изображает зеленое солнце или желтого крокодила – не говорите ему, что так не бывает и надо взять другой цвет.  Просто на прогулке обращайте внимание ребенка на цвет неба, травы и так далее. В творчестве совершенно нормально использовать нестандартные для объектов цвета.
4. Не бывает такого, что маленький ребенок не любит рисовать. Всегда есть причина:
А) Неудобный инструмент. Маленьким детям и детям с нарушением моторики удобнее рисовать толстыми короткими мелками, карандашами (трехгранными) и фломастерами
Б) Негативная оценка взрослого. Когда взрослый вмешивается в творчество и критикует работу («неровные линии, вышел за края, не старался»). Со временем ребенок теряет интерес к творчеству, так как считает, что у него не получается.
В) Сенсорные проблемы/проблемы физического характера.
Г) Отсутствие мотивации. Мотивация – один из самых главных компонентов во всех сферах деятельности человека. Для малышей это – желание узнать что-то новое или одобрение значимого человека.
5. Поощряйте малыша. Устраивайте домашние выставки детского творчества. Это позволит ребенку увидеть, что его деятельность важна для родителей.
При работе с детьми с ментальными нарушениями особенно важно соблюдение вышеуказанных условий. Помимо прочего, есть дополнительные приемы и методы для успешного овладения графическими навыками детьми с ЗПР, ЗПРР, СД и другими  особенностями развития. Занятия проходят по адаптированным методикам с учетом потребностей ребенка.
В нашей мастерской на безвозмездной основе организована группа для ребят с синдромом Дауна от 5 до 8 лет. Занятия направлены на развитие графических навыков (подготовка рук к письму), преодоление негативного опыта рисования, умение заниматься в коллективе и выполнять инструкции преподавателя.
Вы тоже можете внести свой вклад – автономная некоммерческая организация помощи детям с синдромом Дауна «Солнце в руках» принимает пожертвования на расчетный счет. Подробнее о деятельности данной организации можно узнать из социальных сетей вконтакте m.vk.com/club158691037 и инстаграм @solnce_v_rykax


Материал подготовила
Ларионова Анастасия Владимировна,
руководитель детской архитектурной мастерской «АРХБАЗА»,
архитектор, педагог.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.