КАК ПРИВИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ

Мы живем в прекрасном месте с красивой и богатой природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания наших детей. У нее мы учимся красоте, чувству меры, добру и справедливости. Важно, чтобы с самого рождения наши дети постепенно знакомились с окружающим миром, учились общаться и бережно относиться к нему. Если мы научим наших детей любить и заботиться о ней, возможно, мы сделаем наш мир чуточку прекраснее. Тем более, 2017 ГОД В РОССИИ ОБЪЯВЛЕН ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. О том, как же правильнее начать знакомство наших детей и привить любовь к природе с младенческих лет нам рассказала директор частного детского сада «Лукоморье», Судницина Лариса Николаевна.

 

Любовь к природе начинается с чтения. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, обучающие мультфильмы про зверушек и птичек. С помощью рассказов о природе взрослые могут всесторонне развивать ребенка: расширять его кругозор, показывать взаимосвязи в природе, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь. Знакомьте детей с народными сказками, пословицами, поговорками, приметами, живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы. Не забывайте учить, что в дикую природу без надобности не следует вмешиваться – даже из добрых побуждений.  

Используйте интересные книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвященные природе. Можно почитать своим детям интересные рассказы о природе и животном мире Г. А. Скребецкого, М. М. Пришвина, И. Соколов-Микитова, В. Бианки, К. Ушинского, Б. Житкова и т.п. Существует множество энциклопедий для малышей, которые можно читать с рождения. Например, книги Э. Бомон: «В лесу», «В саду». Энциклопедия для детей «Природа России» – прекрасная книга для знакомства малышей с природой нашей родины. А недавно вышел цикл книг «Природа Белгородчины», где можно рассказать детям о животном и растительном мире родного края. Книги написаны доступным языком, кратко и понятно, с яркими фотографиями и интересными иллюстрациями. Это немало важно для маленького ребенка, который только начинать познавать мир и легко улавливает и запоминает информацию своими глазами.  

Детям можно загадывать загадки, петь песни о природе или вместе посмотреть познавательную телепередачу, поиграть дома в настольные игры на природную тематику. Также вместе с ребенком можно мастерить поделки из природного материала: рисовать, лепить, выполнять аппликации. 

Помните, что бережное отношение ко всему красивому воспитывается лучше всего тогда, когда дети сами ухаживают за растениями и животными. Хорошо, если в доме есть кошка, собака, рыбки, черепаха, хомячок. Учите ухаживать за животными. Знакомьте детей и с дикими животными и их повадками. И, конечно, рассказывайте о том, как они заботятся о своем потомстве. 

С трех лет дети вполне могут кормить рыбок в аквариуме или давать корм хомячку. Они могут поливать цветы или опрыскивать их листочки. Ребенок может ухаживать за домашними животными, комнатными растениями, оказывать помощь родителям в саду или на огородном участке. Можно приехать с ребенком на дачный участок, занять и увлечь интересным делом. Попросите своего ребенка помочь вам. Например, подержать семена и положить в подготовленную лунку семечко. Рассказывать о своих действиях можно так:  

«Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. Показываем травинку. Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево. Показываем дерево. Оно принесет нам вкусный плод, и мы его будем кушать». 

Поведение родителей должно предполагать экологическое воспитание ребенка. Нужно воспитать эту любовь к природе. А чтобы воспитать, родитель должен сам любить эту природу. На своем примере показывать, что не сорвет цветок, не растопчет насекомое ногой, не будет разжигать костры.  

«Выходим в лес, подходим к водоемам. Рассказываем деткам, что в воде живут рыбки и чем они питаются. Почему вода в реке грязная? Возможно, местные заводы не почистили ее хорошенько, не пропустили через фильтр. Наверное, в реку спустили химические загрязнения. А водные жители и растительность, которые находятся в водоеме, может от этого погибнуть. Объясняем деткам, почему нельзя засорять водоемы. Рассказываем своим детям о том, как очищается воздух. Лучше всего от разных вредных газов очищают воздух тополя. Берегите лес, даже веточку не ломайте. Особенно зимой они очень хрупкие, потому что им не хватает влаги. А сколько у нас лекарственных полезных растений». 

Важно, чтобы у ребенка формировались сезонные представления о природе. В разное время года устраивайте свои интересные и увлекательные путешествия по нашей природе. Выходите на прогулки: показывайте насекомых, рассматривайте листочки, цветочки, веточки и т.д. Рассказывайте, что это все живые существа и растения взаимосвязаны и дышат одним воздухом. Спрашивайте у ребенка о его отношении к природе, учите любоваться окружающим миром. Помните, чем больше у детей будет знаний о природе, тем бережнее они будут к ней относиться.  

 

«Можно рассказать историю о ежике. О жизни, где он родился и живет его семья. Тогда наш ребенок не потащит его домой, а будет понимать, что ежик должен жить в природе. Если мы заберем его из привычной среды, он погибнет. На таких моментах и нужно воспитывать ребенка». 

По мнению воспитателя, уже в старшем дошкольном возрасте не нужно бояться рассказывать новости и обсуждать проблемы экологии с ребенком, которые происходят в стране и в мире. Например, «почему горят леса, как сложно их тушить, а ведь могут сгореть и деревни с людьми, которые находятся рядом». 

Прививая, а не подавляя или заглушая тревогой формирующееся «я» ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Конечно, в детских садах подобные занятия с детками проводятся регулярно, и этому уделяется большое внимание. Но родителям тоже необходимо рассказывать о природе и экологии своим детям. Ведь лучший пример для ребенка – это его родители. Если мама и папа сами не уважают природу, рвут и ломают растения, разбрасывают мусор, то о воспитании у ребенка бережного отношения к природе говорить не приходится. 

В наше время дети все чаще и чаще познают мир сквозь экраны телевизоров и гаджетов. Наши дети все меньше и меньше общаются с природой. И, зачастую, мир живой природы для них становится чем-то из области фантастики.

Дорогие родители, важно помнить, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе и о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. Подумайте, чего нам стоит выйти на прогулку в лес или к бабушке на огород. Давайте начнем с малого, выйдем на улицу и будем общаться с природой уже сегодня, научим своих деток беречь и жалеть все живое, и видеть красоту окружающего мира. У нас есть все возможности, не обязательно для этого далеко ездить. Все доступно, главное – это наше с вами желание.




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.