ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Существует много подходов к пониманию и решению проблемы психологического здоровья. Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего, как бы связывает две науки и две области практики: медицинскую и психологическую.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину и т.д.

В то же время, не стоит забывать о том, что ребенку-дошкольнику следует предоставлять больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для его развития и обучения. Для такой социализации как нельзя лучше подходят детские дошкольные учреждения, имеющие опытных педагогов - профессионалов и возможность самостоятельно регулировать количество детей в группе, согласно требованиям САНПиНА, ведь ни для кого не секрет, что нормы в муниципальных детских садах по количеству детей в группах значительно превышены. Но в погоне за количеством, вроде бы с благой целью – «разгрузить очередь» все забывают о самих детях и педагогах, которые просто не в состоянии уделять внимание каждому ребенку в нужном объеме. 

Эксперты Всемирной организации здоровья на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно доказали, что нарушения психологического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили, что нарушения психологического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты:

1) они представляют собой количественные отклонения от нормального процесса психического развития;

2) многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с другими ситуациями. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в детском саду, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

Психологический аспект здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.

Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психологическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в негативной оценке его как личности, провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояние смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия.

Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка дошкольника не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.

Все это говорит о необходимости проведения комплексной работы по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, при этом в условиях детского сада педагог должен не только работать непосредственно с ребенком, но и с его семьей, профессионально помогая родителям выстраивать гармоничные взаимоотношения со своими детьми.

Отличник народного просвещения
Н. Н. Вильхивская.
ДОАНО д/с «Кроха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.