Как адаптировать первоклассника к школе?

Проблема, с которой сталкиваются родители, учителя и сами дети в первые месяцы обучения в первом классе, связана с важной переменой в жизни и вхождением в новые условия. Для вчерашних «завсегдатаев» детских садов, а ныне учеников знакомство с новым коллективом, педагогом и даже помещением является настоящим стрессом. Редакция журнала «МАМИНА АЗБУКА» обратилась к педагогу-психологу Бережной Дарье Эдуардовне и попросила ответить на наши вопросы.

Дарья Эдуардовна Бережная Психолог, педагог раннего развития

Что такое адаптация к школе?

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещает детский сад, где каждый день наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и спокойный режим дня не дают детям уставать.

В школе же, напротив, всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость и обязанность всё успевать. Приспособление к новым условиям требует определённых усилий. Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Внимание родителей к адаптации в данном случае имеет принципиальное значение.

Ребёнка, пришедшего впервые в школу, ожидает встреча с новым коллективом детей и взрослых. Ему потребуется установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, узнать новые обязанности, связанные с учебной работой. И, как показывает опыт, не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Психологи указывают, что с несформированностью личности многие первоклассники, и особенно шестилетки, имеют проблемы в социальной адаптации, обязывающей подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Сколько длится адаптация первоклассника

Считается, что адаптация первоклассника длится от первых 10‒15 дней до нескольких месяцев. На это влияют многие факторы, такие как специфика школы, характер ребёнка и его уровень подготовленности к школе, объём загруженности и уровень сложности учебного процесса, коммуникативные способности и возможности и прочее.

Как происходит адаптация?

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Возможно снижение аппетита детей и массы тела.

Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учёбе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Эти проблемы учёные называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом". По степени адаптированности детей можно разделить на три группы:

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им ещё трудно выполнять все требования правил поведения. Но процесс адаптации проходит быстро.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем и детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Процесс адаптации происходит в течение полугода для таких детей.

Третья группа – это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, так как они мешают работать в классе.

Как помочь ребёнку?

Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основной тактикой является сдерживание речевого потока и стимулирование продуктивной деятельности. В качестве примера можно проследить «кипучую» деятельность некоторых политиков страны. Они много и красиво говорят, обещая и строя воздушные замки всеобщего благополучия, но быстро забывают о сказанном, переходя к новым проектам.

Для безболезненной адаптации ребёнка в школьной жизни следует обращать внимание не только на его умственную подготовку, то есть способность читать, писать, декламировать, но и психологическую подготовку к новой жизни, то есть способность находить общий язык со сверстниками и принимать условия работы в новой социальной роли. Ведь ребёнок попадает в новый мир, в котором ему придётся больше полагаться на себя и свои силы, чтобы добиваться результатов не только на радость родителям, но и формируя уверенность в самом себе при узнавании нового.

 




Powered by Joomla!®. Developed by: Joomla chess template  Valid XHTML and CSS.